ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Специальность 2-79 01 01 «Лечебное дело» относится к профилю образования "Здравоохранение", направлению образования "Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения", группе специальностей "Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения".
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации
"Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи."
Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи – это специалист со средним медицинским образованием, работающий самостоятельно (в пределах своей компетенции) или под руководством врача.
Форма обучения очная дневная на основе общего среднего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются: учреждения здравоохранения; учреждения социальной защиты населения.
Профессиональные функции
Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи должен:
- оценивать состояние пациента, выделять ведущие симптомы и синдромы заболеваний у больных;
- осуществлять диагностику неотложных состояний и оказывать доврачебную помощь;
- осуществлять забор материала для лабораторных исследований;
- выполнять лечебно-диагностические назначения врача;
- проводить динамическое наблюдение и реабилитацию пациентов с различной патологией;
- оказывать реабилитационную медико-социальную помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- уметь организовать уход за больным на дому, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самообслуживания;
- выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников, обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;
- проводить профилактику ВИЧ-инфекции;
- проводить санитарно-просветительную и информационно-пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни населения, оказывать консультативную помощь подросткам и молодежи по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;
- осуществлять наблюдение и прегравидарную подготовку женщин из группы резерва родов;
- наблюдать и обследовать беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных;
- выявлять ранние признаки беременности;
- определять сроки беременности, родов и декретного отпуска;
- обследовать состояние плода, определять его положение;
- принимать физиологические роды и оказывать типичное аку-шерс¬кое пособие;
- выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии, распознавать ее и определять тактику действий фельдшера-акушера;
- оказывать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
- проводить первичную обработку новорожденных;
- проводить реанимацию новорожденных;
- осуществлять наблюдение и уход за новорожденным ребенком;
- организовывать и проводить профилактические прививки детям и взрослым;
- обеспечивать инфекционную безопасность медицинских работников и пациентов;
- владеть коммуникативными навыками;
- соблюдать требования охраны труда, безопасности труда, гигиены труда на рабочем месте;
- оформлять первичную медицинскую и статистическую отчетную документацию.
Общие требования к фельдшеру-акушеру. Помощнику врача по амбулаторно-поликлинической помощи: фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
Профессиональная компетентность фельдшера-акушера. Помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи
Для выполнения профессиональных функций фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи должен быть компетентен в:
- целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населения в Республике Беларусь;
- системе организации и оказания медицинской помощи в Республике Беларусь;
- нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;
- строении органов, систем и физиологических функциях организма человека;
- показателях здоровья и патологии человека;
- профилактике заболеваний;
- диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;
- основных и дополнительных методах обследования пациента;
- постановке предварительного диагноза и оказании неотложной доврачебной помощи пациентам с разными видами патологии;
- причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неотложной доврачебной помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;
- организации лечения и медицинского ухода на дому;
- диетологии;
- медицинской реабилитации;
- реаниматологии и анестезиологии;
- геронтологии и гериатрии;
- мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинатальной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;
- методах контрацепции;
- физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода; оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
- динамическом наблюдении за здоровыми и больными;
- иммунопрофилактике детского и взрослого населения;
- основных группах лекарственных средств, их действии на организм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
- этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;
- организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопасность;
- организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;
- первичной учетной медицинской документации.
Образовательный стандарт РБ 2-79 01 01-2015 в ред от 06_07_2018
Образовательный стандарт РБ 2-79 01 01-2022