Педагогические конфликты

 

Противоречия между педагогом и учащимися всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности зависит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от “милости” его воспитанников.

 

Между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

 

Конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий. Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования.

Конфликты поведения в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

1)    контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность

2)    учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

3)    не приписывать учащемуся своё понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”);

4)    не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

5)    стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

6)    по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

7)    не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определённым действиям;

8)    дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

9)    независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;

10)    не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 

Портрет современного юношества

- Они любят быть непохожими на взрослых.

- Они не стремятся избегать опасности.

- Они надеются на себя и свою компанию.

- Они лояльно относятся к девиантности друга.

- Они не считают себя виноватыми в содеянном нарушении.

- Они надеются на удачу.

- Они не прощают инаковости других.

- Они не считают, что общество должно бороться с девиантами.

- Они не нуждаются в советах, убеждениях, знаниях и навыках.

- Они хотят свободы любви и денег.

- Они не нуждаются в признании собственных достоинств и полезности для других.

- В своей семье они испытывают чувство страха (часто).

- Они равнодушны к идее создания центров социально-психологической помощи.

- Они обращаются на телефон доверия для разрешения личностных проблем.

- Они хотят обсуждать свои проблемы в клубах общения.

- Они считают полезным создание временного приюта для подростков, ушедших из дома.

- Они интересуются любительскими молодежными объединениями, кружками и секциями.

- Они редко обращаются за помощью к специалистам – психологам и педагогам.

- Они являются членами неформальных молодежных движений.

- Им хватает денег на дорогие покупки.

Да, они такие, и нам с ними работать. Как? И на этот вопрос тоже можно найти ответ.

ДОВЕРИЕ – «магический» ключик», открывающий возможности живого обучения. Оно разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции.

Доверие позволяет участникам открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Дает мужество пойти на риск, попробовать применить новые приемы и идеи, зная, что другие члены группы готовы поддержать необычные реакции. Доверие позволяет преодолеть страх ошибок. Дает возможность вести себя естественно.

Важно, чтобы учащиеся поверили своему куратору. Куратор должен стать примером. Необходимо обратить внимание, чтобы в группе не появились аутсайдеры, мнение меньшинства уважали, а скептиков воспринимали всерьез.

Создавая атмосферу доверия, необходимо показать группе, что куратор заинтересован во мнении участников, готов отойти на второй план. Это позволит создать группу с высоким чувством ответственности и самостоятельности.

ОБЩЕНИЕ. Для достижения общей цели необходимо уметь находить общий язык, делиться опытом, выражать чувства, полемизировать. Общение проводит в соответствие индивидуальные цели с групповыми. Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей команды.

Важен способ общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Если вы хотите открытости в общении, необходимо стать хорошим слушателем. Внимательно слушайте, что говорят студенты, покажите, что их вопросы, комментарии и предложения интересны.

Прежде, чем начинать, поинтересуйтесь, все ли поняли правила. Практикуйте такой способ общения, которого от вас ждут. Члены группы многому учатся, наблюдая за куратором и делая из этого выводы.

КООПЕРАЦИЯ. Все игры должны быть построены на совместных действиях и сотрудничестве. Цель куратора - создать такую обстановку, в которой каждый мог бы внести свой вклад в общее дело группы и ощутить себя ее полноправной частью. В такой обстановке рождается инициатива, генерируется множество идей.

Необходима атмосфера соревнования. Соревнование дает возможность выйти за рамки привычного, найти новые способы и варианты решения проблемы, превзойти собственные достижения.

Но! Соревнование и конкуренция – не одно и тоже. Конкуренция предполагает наличие победителя и побежденного и оставляет неприятный осадок у проигравшего. Акцент при соревновании в том, что мы сражаемся по большей части с самим собой, расстаемся с неудобными привычками, проверяем предубеждения и проверяем вызовы.

Если члены группы будут воспринимать идею соревнования таким образом, то они не станут рассматривать друг друга как конкурентов.

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ. Каждый куратор группы хочет, чтобы участники интенсивно учились и продуктивно работали. Однако не следует поддаваться искушению – искусственно ускорять процесс изменения, провоцировать участников, оказывать на них давление.

Попробуйте оставить в стороне традиционную авторитарную модель управления группой, обратите внимание на следующее – куратор группы не решает все проблемы, не дает ответа на все вопросы, в первую очередь участники группы учатся друг у друга. Используйте более демократичный стиль, и помогайте только тогда, когда это уместно. Позаботьтесь о том, чтобы члены группы часто сталкивались с ситуацией, в которой требуется идти на риск и использовать собственные творческие возможности. Нужно найти общий ритм с группой.

УДОВОЛЬСТВИЕ. К сожалению, в работе с группой удовольствию обычно отводится слишком мало места. А ведь определить, доставляет ли совместная деятельность радость – нетрудно! Если уровень положительных эмоций достаточно высок, участники группы достаточно оживлены, охотно проводят время вместе, общаются между собой, уважают друг друга и приходят на помощь. А также формируют готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе – конфликтами, проблемами власти и влияния, страхами и опасениями.

РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ ПО ВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ И АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с учащимся для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

Используйте короткие и ясные предложения. Жестикуляцию лучше свести до минимума. Держите оптимальную дистанцию между собой и учащимся, на которой он чувствует вашу заинтересованность и одновременно находиться на безопасном расстоянии. При этом используйте менее частый и менее продолжительный контакт глазами. Важна сдержанность в физических контактах.

В то же время разговор должен быть уверенным.

К разговору стоит подготовиться.

- Стройте фразы, в которых выполняется желаемый результат, а не проблемное поведение.

- Следует показать учащемуся, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

- Важной задачей такого разговора является уговорить учащегося обратиться за помощью к педагогу-психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.

Завершайте разговор на позитивной ноте.